пятница, 26 августа 2011 г.

КАСКО подорожает, но не очень

Страховые тарифы по КАСКО в 2007 году вырастут, но не более чем на 1% от стоимости машиныПо предварительным оценкам Украинской страховой компании «Дженерали Гарант», в прошлом году рынок КАСКО (страхование транспортного средства от всевозможных рисков) вырос на 65-70%: 1,7-1,75 млрд грн страховыхпремий против 1,039 млрд грн в 2005-м. Средний размер выплаченного страховщиками возмещения увеличился скромнее — на 40-45%: с 510 млн грн в 2005 году до 720-750 млн грн в 2006-м. В Украине КАСКО как добровольное имущественное страхование появилось еще в конце 90-х. Но популярность программа КАСКО приобрела лишь в последние два-три года благодаря бурному развитию автокредитования. В 2006 году около 50% новых автомобилей в Украине было продано в кредит. Поскольку покупаемый по такой схеме автомобиль является залоговым имуществом, по законодательству заемщик обязан его застраховать. Сейчас КАСКО, по сути, является обязательным видом страхования.

Lexus не страхуем

Полис полису рознь: при выборе страховки в первую очередь важно обратить внимание на платежеспособность страховой компании. Страхователь, как правило, склоняется к выбору более дешевого полиса. Но в любом случае необходимо обратить внимание на качество предоставляемых страховщиком услуг — обоснованность выплаты возмещений, своевременность перечисления средств по страховому случаю и т. п. Средний размер тарифа КАСКО в Украине — 4,5-5,5% от цены автомобиля. Как правило, до определенной цифры (около $30 тыс.) ставка тарифа по КАСКО растет; если машина стоит от $30 тыс. до $100 тыс. — остается неизменной, а дорогую иномарку (стоимостью свыше $100 тыс.) можно застраховать и по ставке 3,5-4%. Кроме того, при нулевой франшизе стоимость страхового полиса выше — чем больше франшиза (предусмотренное условиями договора страхования освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер), тем ниже тариф по КАСКО. Стоимость полиса КАСКО также зависит от марки и модели. Страховщики, как правило, делят автомобили на две категории: отечественные (производства стран СНГ) и зарубежные. При этом многие страховые компании для иномарок устанавливают более высокий тариф. Хотя в Восточной Европе, например в Польше, дороже застраховать ВАЗ, чем Renault Logan: по мнению тамошних страховщиков, у автомобилей, произведенных в странах СНГ, более высокая аварийность. «Есть перечень конкретных марок и даже моделей автомобилей, которые отличаются повышенным уровнем «угоняемости». Со временем он меняется. В Украине в список «рисковых» автомобилей входят Lexus, Mercedes (500-я и 600-я модели), Toyota RAV-4. В России, к примеру, есть компании, которые вообще отказываются страховать риски угона Lexus», — рассказывает Юрий Фидасюк, ведущий специалист отдела имущественного страхования и страхования ответственности страховой группы ТАС. Кроме того, при определении стоимости страхового полиса могут учитываться год выпуска автомобиля, стаж и возраст водителя, режим эксплуатации (частное пользование, такси, аренда, прокат и т. д.) и даже цвет автомобиля и пол водителя. Причем, вопреки распространенному мнению, для женщин полис КАСКО обойдется дешевле: статистика свидетельствует, что на дорогах они более аккуратны, чем водители-мужчины.

Год за 5%

Большинство украинских водителей считают тарифы по КАСКО завышенными: заплатить страховой компании даже 5% от цены автомобиля иногда просто нет возможности. Поэтому владельцы автомобиля, купившие его без помощи банка, не спешат обзаводиться полисом КАСКО, который к тому же действует всего год (правда, страховые компании обычно предлагают скидки на последующие полисы). При этом они ссылаются на горький опыт знакомых, которым страховщики либо вообще не возместили ущерб, либо всеми силами пытались отсрочить платежи по КАСКО. Представители страховых компаний в свою очередь сетуют, мол, страховые тарифы по КАСКО в Украине крайне низкие. «На рынке наблюдается ценовой демпинг, — уверяет председатель правления компании «Дженерали Гарант» Юрий Лахно. — Тарифы в размере 4,5-5% не являются экономически обоснованными и снижают платежеспособность страховых компаний. Ведь средняя частота страховых событий по ДТП на украинском рынке составляет 25% (в столице еще выше — 35%), а средняя выплата по одному страховому случаю — 7,5 тыс. грн. Средние тарифы низкие из-за появления на рынке множества новых игроков, нацеленных лишь на сбор страховых премий». Ключевой аргумент страховщиков в пользу повышения тарифов — низкая, по их мнению, стоимость полисов КАСКО в Украине в сравнении с другими странами. «В России, например, тариф составляет 8-9% от стоимости автомобиля, в Европе — до 10%. При этом уровень проникновения услуги автострахования на отечественном рынке невысок — 10-15%», — объясняет Юрий Фидасюк. Количество автомобилей в Украине постоянно растет (отечественный рынок новых автомобилей в 2006 году увеличился на 40%), значит, будет расти и уровень убыточности по КАСКО, уверены страховщики. «Компании вынуждены будут поднимать тарифы, ведь по ДТП страховщики осуществляют 90-95% страховых выплат. Хотя есть сдерживающий фактор — конкуренция. Поэтому рост тарифов будет небольшим — в 2007 году стоимость КАСКО вырастет не более чем на 1% от цены машины», — прогнозирует Юрий Фидасюк. «Выход на рынок страхования нескольких международных компаний с амбициозными планами по захвату доли рынка послужит противовесом стремлению многих старожилов поднять стоимость КАСКО до желаемого уровня», — прогнозирует директор департамента автотранспортного страхования СК «PZU Украина» Алексей Румянцев.

Страховой ассистент

В ближайшие 2-3 года рынок добровольного имущественного автострахования будет только расти. «Работы у страховщиков прибавится. По приблизительным подсчетам, в Украине эксплуатируется не менее 7 млн автотранспортных средств. К концу 2006 года застраховано только около 600-650 тыс. автомобилей, то есть менее 10%. В развитых странах аналогичный показатель составляет 55-60%. Чтобы страховые резервы к концу 2007 г. составляли не менее 45% полученной премии и были обеспечены высоколиквидными активами, необходимо застраховать не менее 820-850 тыс. единиц автотранспорта», — рассуждает Юрий Лахно. По прогнозам аналитиков, только в нынешнем году рынок вырастет минимум на треть. «При таком росте календарный уровень убыточности достигнет 45-50%. Проще говоря, темпы роста страховых возмещений превысят темпы роста премий. При этом значительное учащение страховых событий и среднего убытка не прогнозируется — эти показатели и так высоки», — говорит Лахно. Страховщики уверяют, что в этом году улучшится качество предоставляемых услуг. К классической защите КАСКО многие страховые компании намерены добавить т. н. ассистанс (assistance) — смежные услуги, в которых у клиента возникает потребность при наступлении страховых событий. В их числе call-центр, эвакуатор, СТО, оплата гостиницы, оплата использования такси, пока автомобиль находится в ремонте и т. д., вплоть до предоставления в распоряжение автомобиля. Эти услуги оплачивает сам страховщик, то есть клиент абсолютно безболезненно переживает момент и последствия

Комментариев нет:

Отправить комментарий